Феномен инструментального театра в произведениях украинских композиторов второй половины ХХ ст.

The phenomenon of the instrumental theater in the works of Ukrainian composers of the second half of XX centuries

  • Nadezhda Broyako Київський національний університет культури і мистецтв
  • Veronika Dorofeeva Київський національний університет культури і мистецтв
Ключові слова: інструментальний театр, перформанс, гепенінг, музика-дія, акціонізм.

Анотація

Целью статьи является раскрытие этапов становления и выявление художественных свойств феномена инструментального театра в творчестве украинских композиторов второй половины ХХ века. Методологическая основа статьи базируется на комплексном жанровом подходе, который позволяет выявить специфические жанровые признаки феномена инструментального театра в широком историко-культурном контексте. Комбинация аналитического музыковедческого, компаративного и исторически-эволюционного методов способствует более полному пониманию феномена инструментального театра. Научной новизной данной статьи является выявление функций инструментального театра как самостоятельной жанровой формы в современной отечественной культуре. Выводы. Инструментальный театр является уникальным явлением современного музыкального искусства, в котором осуществляется сближения между участниками творческого акта – композитором, исполнителем и слушателем, которые иногда могут меняться ролями и расширять поле своей влиятельности. В целом, характеризуя жанровые и драматургические параметры инструментального театра следует отметить, что произведения, которые принадлежат к данному направлению можно подразделять относительно следующих параметров: согласно количеству задействованных исполнителей – на моноспектакли, камерные и массовые спектакли; согласно структурно-композиционным установкам – на одночастные (одноактные) и многочастные (многоактные) опусы; соответственно общей сюжетной драматургии – на линейные и монтажные, а также на конфликтные и бесконфликтные. Большинство произведений инструментального театра демонстрирует внимание и насущную необходимость в глубоком проникновении исполнителей в сущность образной концепции произведения, и не видят свое самоцелью привлечение элементов театрализации для эпатирования публики.

##submission.authorBiographies##

##submission.authorWithAffiliation##

Брояко Надежда Богдановна, кандидат искусствоведения, профессор кафедры музыкального искусства Киевского национального университета культуры и искусств

##submission.authorWithAffiliation##

Дорофеева Вероника Юрьевна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры музыкального искусства Киевского национального университета культуры и искусств.

Посилання

1. Leontiev, O. (1978) “Experimental” music at the heart of “experimental” pedagogy. Soviet music. No. 12. P. 110–119.
2. Savenko, S. (1997) Post-war musical avant-garde. Russian music and the twentieth century / ed. M. Aranovskogo. M .: Composer. P. 407–432.
3. Sarkisyan, S. (1994) Instrumental theater in the light of M. Kagel's concept and beyond. Musical culture in the Federal Republic of Germany. Kassel: Gustav Boss Verlag. P. 381–397.
4. Chigareva, E. (2012) Where the music ends, the word comes in ... (about the special role of the verbal series in the works of Nikolai Korndorf). Scientific Bulletin of the Moscow Conservatory. No. 1. P. 138-147.
Опубліковано
2018-04-25
Розділ
ІСТОРІЯ ТА ТЕОРІЯ МУЗИЧНОГО МИСТЕЦТВА І КУЛЬТУРИ