Метод герменевтического подхода при трансформации органных хоральных прелюдий Й. С. Баха для бандури.
Method of a hermeneutic approach in transformation of organ choral preludes of J.S.Bach for bandura.
Анотація
Цель исследования – выявить темброво-фактурные особенности трансформации и интерпретации произведений композиторов эпохи Барокко в переложении для струнно-щипкового украинского народного инструмента бандуры. Методология исследования − заключается в применении компаративного метода в музыке, метода системного анализа для исследования потенциала расширения средств трансформации музыки прошлых столетий, исторического метода для линейного рассмотрения проблемы переложение произведений эпохи Барокко, метода обобщения для формулировки выводов. Указанный методологический подход позволяет раскрыть и проанализировать основные принципы переложения инструментальных произведений эпохи Барокко для бандуры. Научная новизна − заключается в расширении методов переложения и обосновании основных средств трансформации органных хоральных прелюдий И. С. Баха при переложении для бандуры. Выводы. На основе музыкально-исполнительского анализа органных хоральных прелюдий И. С. Баха в переложении для бандуры С. Овчаровой можно сделать вывод, что трансформация произведений эпохи Барокко для украинского народного инструмента бандуры возможна, что доказывает многогранная звуковая темброколористика и фактурные возможности инструмента. Итак, интерпретация музыкальных шедевров прошлых веков на современной модифицированной бандуре подтверждает процесс ее академизации и значительно обогащает как учебный, так и концертный репертуар представителей бандурного искусства.
Ключевые слова: темброво-фактурные особенности, трансформация, переложение, эпоха Барокко, интерпретация, герменевтика, органные хоральные прелюдии.
Посилання
2. Deynega, V. M. (2006). Arrangement as a process of rethinking of orchestral expression means. Extended abstract of candidate’s thesis. Odessa: ODMA named A. V. Nezhdanova [in Ukrainian].
3. Dmitruk, I. I. (2009). Genre of transposition and its variants in modern bandura art. Extended abstract of candidate’s thesis. Lviv: LNMA named M. V. Lysenko [in Ukrainian].
4. Karas, S. O. (2006). Interpretation of baroque music on bayan (theoretical-performing aspect). Extended abstract of candidate’s thesis. Lviv: LSMA named M. V. Lysenko [in Ukrainian].
5. Musical hermeneutics. Retrieved from http://www.etheroneph.com/audiosophia/144 muzykalnaya-germenevtika.html [in Ukrainian].
6. Nosina, V. B. (1993). Symbolics of music by I. S. Bach. International courses of the highest artistic mastery of pianists by memory of S. V. Rakhmaninov. Tambov [in Ukrainian].
7. Organ creation of Bach. Lectures of musical literature musike.ru: Bach. Retrieved from http://musike.ru/index.php?id=10 [in Ukrainian].
8. Teutu, I. P. (2016). Transcription in the ukrainian cymbal art: historical and theoretical aspects. Extended abstract of candidate’s thesis. Kyiv: Institute of art, folklore and ethnology named Maxim Rylsky [in Ukrainian].
9. Cherednichenko, T. V. (1990). Music hermeneutics. G. V. Keldysh (Eds.), Music encyclopedic dictionary (p. 465). Moscow: Soviet encyclopedia [in Ukrainian].
10. Cherneta, T. (2009). Implication of authentic kobzar traditions in modern music practice. Art criticism notes: collection sciences works (issue 15), (pp. 58-63). Kyiv [in Ukrainian].
11. Schweitzer, A. Johann Sebastian Bach. Moscow: Music [in Ukrainian].