Специфика музыкального мышления в контексте пианистической деятельности

Specific nature of musical thinking in the context of pianistic activity

Ключові слова: музичне мислення, рівні музичного мислення, музичне сприйняття, психічна енергія звуку, виконавська діяльність.

Анотація

Цель исследования – выявить особенности музыкального мышления как фундаментального для исполнительской (пианистической) деятельности. Методология исследования – заключается в использовании психологического подхода, системного для исследования музыкального мышления как когнитивного акта, функционального для выявления многоуровневой структуры музыкального текста, метода обобщения для формулировки выводов. Указанный методологический подход позволяет выявить сложность, многоуровневость и многоаспектность проблемы музыкального мышления, рассмотреть структуру музыкального мышления, выявить особенности мышления музыканта-исполнителя и композитора. Научная новизна – заключается в расширении методов изучения особенностей музыкального мышления в контексте пианистической деятельности. Выводы. Изучение специфики музыкального мышления как фундаментального для композиторской, исполнительской и педагогической деятельности дало возможность сделать вывод о том, что диалог, который становится возможным между исполнителем и композитором благодаря музыкальному тексту, позволяет не только погрузиться в глубины композиторской поэтики, но и реализовать свой внутренний мир музыканту-интерпретатору. Однако, такой диалог становится возможным лишь при условии
готовности музыкального мышления исполнителя воспринимать информацию, которая зашифрована в композиторском тексте. С музыкального мышления начинается процесс изучения композиторского произведения и заканчивается, во время концертного исполнения.

##submission.authorBiography##

##submission.authorWithAffiliation##

Чеботаренко Ольга, кандидат мистецтвознавства, доцент кафедри музикознавства, інструментальної та хореографічної підготовки Криворізького державного педагогічного університету.

Посилання

1. Aranovsky, M. On the psychological prerequisites of subject-spatial auditory representations. URL: http://lib.vkarp.com/2013/07/30/арановский-m-r-o-психологических-предп/ [in Russian].
2. Vygotsky, (2005) L. Psychology of human development. Moscow: Meaning publishing house; Publishing house Eksmo [in Russian].
3. Elistratova, G. (2003). G. B. Musical thinking as a form of creative activity. Extended abstract of candidate’s thesis. Saransk [in Russian].
4. Koptseva, N. & Lozinskaya,V. (2012) Musical thinking and its functions. Pedagogy of art. №1. 2012. URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine [in Russian].
5. Kornoukhov, M. (2011). The Phenomenon of Performing Interpretation in Music Pedagogical Education: Methodological Aspect: Extended abstract of doctor’s thesis. Moscow[in Russian].
6. Kurt, E. (1931) Basics of linear counterpoint. Moscow[in Russian].
7. Martinsen, K. (1996). A. Individual piano technique based on sound-making will. Moscow: Music Publishers[in Russian].
8. Polozov, S. (2010). Musical thinking as a factor in the formation and development of musical culture: an informational basis. Bulletin of Tomsk State University, P. 70–75 [in Russian].
9. Piaskovsky, I. (1987). Logic of musical thinking. Igor Boleslavovich. Kiev: Musical Ukraine, [in Russian].
10. Tsagarelli, Yu. (2008). Psychology of musical and performing activities. Tutorial. St. Pterburg: Composer. St. Petersburg [in Russian].
Опубліковано
2018-04-25
Розділ
ЗАГАЛЬНОТЕОРЕТИЧНІ АСПЕКТИ МУЗИКОЗНАВСТВА