СТИЛЬОВІ ПАРАМЕТРИ ТА СЕМАНТИЧНІ ВЛАСТИВОСТІ ЖАНРОВОЇ ФОРМИ «ВІРШ ІЗ МУЗИКОЮ» У ТВОРЧОСТІ А. ШНІТКЕ

  • Do Xiaoshuang Одеська національна музична академія ім. А. В. Нежданової
Ключові слова: «вірш із музикою», жанр, індивідуально-авторський стиль, «радянський авангард», додекафонія, серіалізм

Анотація

Целью статьи является рассмотрение структурно-композиционных особенностей и выявление семантических свойств жанровой формы «стихотворение с музыкой» в камерно-вокальном творчестве А. Шнитке. Методология работы базируется на комплексном подходе, объединившем жанрово-стилевой, источниковедческий, нарративный, исторический и музыковедческий аналитический методы анализа. Научная новизна статьи заключается в изучении диалогического взаимодействия словесного и музыкального уровней в жанровой форме «стихотворение с музыкой», что позволяет углублять представления о ее структурно-композиционных особенностях и выявлять пути формирования ее семантических свойств. Выводы. В творчестве А. Шнитке камерно-вокальные произведения занимают значительное место, открывая особую грань его индивидуально-авторского стиля, нацеленного на тонкое вчувствование и проникновение композитора в поэтическое слово. Если в начальные периоды творческого пути А. Шнитке нередко обращался к единичным текстам, то с течением времени ведущее значение приобретает тенденция циклизации и укрупнения циклического построения произведений. В камерно-вокальных циклах наиболее рельефно выражена авторская позиция о взаимоотношении словесно-поэтического и музыкального уровней с явным приоритетом первого, что нашло свое отображение во внимании к жанровой форме «стихотворение с музыкой».

##submission.authorBiography##

##submission.authorWithAffiliation##

добувач кафедри історії музики та музичної етнографії

Посилання

1. Akopian, L. (2002) Music of the Soviet era in the «big world«// Music Academy. № 2. P. 28–29. [in Russian]
2. Asaf’ev, B. (1971) Musical form as a process. L.: Music. [in Russian]
3. Ivashkin, A. (1994) Conversations with Alfred Schnitke. M.: RIC «Culture«. [in Russian]
4. Lemer, F. S. (2003) Music of the twentieth century in Russia and in the republics of the former Soviet Union. St. Petersburg: Hyperion. [in Russian]
5. Filatova, O. (2004) Genre genesis of performing dialogue in music (on the material of chamber and vocal creativity): diss.... PhD: 17.00.03 Odessa national A. V. Nezhdanova academy of music. Odessa. [in Russian]
6. Holopova, V., Chigareva, E. (1990) Alfred Schnittke: Essay on life and creativity. M.: Sov. composer. [in Russian]
Опубліковано
2019-03-27
Розділ
ІСТОРІЯ ТА ТЕОРІЯ МУЗИЧНОГО МИСТЕЦТВА І КУЛЬТУРИ