Історичні та виконавські аспекти формування західноураїнської фортепіанної традиції
Historical and performing aspects of the formation of the Western Ukrainian piano tradition.
Анотація
Цель работы. Исследование связано с анализом исторических и исполнительских аспектов формирования западноукраинской фортепианной традиции, благодаря своим историко-культурным и семантическим особенностям опирается на специфически трансформированную западноевропейскую исполнительскую модель. Методология исследования заключается в одновременном применении историко-культурного, музыковедческого аналитического и исполнительного интерпретационного подходов. Указанное методологическое направление позволяет раскрыть и проанализировать структурно-семантические особенности и исполнительские параметры фортепианной школы Западной Украины. Научная новизна работы заключается в комплексном освещении поликультурных влияний в эволюционные процессы европейских и региональных фортепианных школ и в выявлении связей и взаимовлияний разнонациональных музыкальных культур в западноукраинском регионе и их влияние на формирование отечественной фортепианной школы. Выводы. Анализ концертно-исполнительских традиций (гастрольные выступления выдающихся европейских и западноукраинских пианистов в панораме фортепианного исполнительства регионального, национального и международного уровня) дает возможность выйти на определенные обобщения. Формирование традиций фортепианного концертирования в XIX веке на западноукраинских землях происходило, прежде всего, под влиянием опытных австрийских и польских музыкантов, знакомых с ведущими художественными тенденциями и исполнительными методиками и приглашенных к работе в аристократические семьи или художественные институции края (Ю. Эльснера, И. Рукгабера, Ф. К. Моцарта, И. Ф. Кеслера).
Ключевые слова: западноукраинская фортепианная традиция, история исполнительства, фортепианное исполнительство, западноукраинская фортепианная школа.
Посилання
2. Kyyanovs'ka, L. (2007) Halyts'ka muzychna kul'tura XІX-XX st. : Navchal'nyy posibnyk. Chernivtsi [in Ukrainian].
3. Kyyanovs'ka, L.( 2004) Frants Ksaver Vol'fhanh Motsart i L'viv // Genius loci. L'viv – Leopolis – Lwow – Lemberg. Nezalezhnyy kul'turolohichnyy chasopys “Yi”. L'viv [in Ukrainian].
4. Kurzheva, T. (2005) Pol's'ki pianisty u L'vovi naprykintsi XІX – pochatku XX stolittya : doslidzhennya. L'viv [in Ukrainian].
5. Kushnirenko, A. (2011) Istoriya muzychnoyi kul'tury i osvity Bukovyny : navch. posibnyk. Chernivtsi [in Ukrainian].
6. Labantsiv-Popko, Z. (2008) Sto pianistiv Halychyny. L'viv [in Ukrainian].
7. Lyubka Kolessa, ukrayins'ka pianistka : statti ta metrialy (2011) / red.-upor. : N. Kashkadamova, V. Bobyts'ka. L'viv [in Ukrainian].
8. Profesiyna muzychna kul'tura Zakarpattya : etapy stanovlennya (2005) : # 1 Uzhhorod : Karpaty [in Ukrainian].
9. Sichyns'kyy, D. (1914) Kontsertova mazurka. L'viv : Muzychna nakladnya [in Ukrainian].
10. Tokarchuk, V. (1996) Avstriys'ki kompozytory L'vova pershoyi polovyny XX stolittya // Zapysky NTSh : pratsi Muzykoznavchoyi komisiyi. L'viv [in Ukrainian].
11. Dybowski, S. (1998) Raul Koczalski, chopinista i kompozytor. Warszawa : Selene [in Polish]
12. Fryderyk Chopin, Warsaw, Tytus Woyciechowski. Poturzyn, 20 October 1829, Sydow edition [in Polish]
13. Hrimaly, A. (1903) Die Musikschule des vereines zur Foderung der Tonkunst in der Bukowina [in German].
14. Kessler, J. Ch. Études pour le piano-forte, Op. 20 / Edited and fingered by Ferdinand Gajewski. Westfield, New Jersey : edited by Ferdinand Gajewski. [in English].