ВИКОНАВСЬКИЙ СТИЛЬ М. МЕТНЕРА В ІСТОРИКО-СТИЛЬОВОМУ КОНТЕКСТІ МУЗИЧНОЇ КУЛЬТУРИ НА МЕЖІ ХІХ–ХХ СТОЛІТЬ

  • Anna Vladymyrovna Yatsula Одеська національна музична академія ім. А. В. Нежданової
Ключові слова: виконавський стиль Метнера, історико-смисловий контекст, музична культура, тематизм, фактурність, динамізм

Анотація

Цель работы – проанализировать исполнительский стиль Н. Метнера в историко-стилевом кон- тексте. Для достижения этой цели нами проанализирован путь Н. Метнера как пианиста, выделе- ны основные компоненты его концертного репертуара. Отмечено, что на первом этапе становления Н. Метнера как пианиста репертуар состоял из произведений классиков и композиторов-романтиков, на последующих этапах содержание репертуара могли составлять полностью авторские произведения или симбиоз (классические и авторские). Методология исследования базируется на историко-анали- тическом методе. Используются хронологический и текстологический подходы, предполагающие опору на конкретный фактический и стилистический материал, последовательные сравнения и обобщения. На основе анализа стилевых особенностей игры Н. Метнера обнаруживается, что для Н. Метнера-пи- аниста характерен определенный «исполнительский идеал», который проявляется в эмоциональной сдержанности, мастерстве владения художественными и техническими средствами игры на фортепи- ано. Н. Метнер как пианист всегда стремился к ясности изложения музыкальной мысли. Основой всего структурного построения является тема, ее развертывание, проникновенность и глубина звучания. Особенностью тематизма является фактурное наслоении тем, где каждая выполняет свою задачу, с одной стороны, развивается своим особенным путем, с другой – является частью целого. Для ком- позитора-исполнителя нехарактерны импульсивность, пафосность, излишняя откровенность чувств и эмоций. Метнеровская проникновенность, элегичность, задумчивость всегда имеет индивидуальный смысловой стержень, концепционную завершенность. Научная новизна – определение историко-стиле- вых особенностей исполнительской интерпретации Н. Метнером собственных произведений. Доказы- вается, что обстоятельства судьбы композитора стали предпосылкой его самобытного музыкального мышления. Выводы. К главным историко-стилевым особенностям исполнительской интерпретации Н. Метнером собственных произведений нами отнесены: тематизм, фактурность и динамизм.

Посилання

1. Айлз Э. Н.К. Метнер – друг и учитель. Воспоминания. Статьи. Материалы / Н. Метнер ; ред.-сост. З. Апетян. Москва : Сов. композитор, 1981. С. 165–175
2. Васильев П. О моем учителе и друге. Воспоминания. Статьи. Материалы / Н. Метнер ; ред.-сост. З. Апетян. Москва : Сов. композитор, 1981. С. 71–81.
3. Долинская Е. Николай Метнер. Москва : Музыка, 1966.
4. Дятлов Д. Исполнительская интерпретация фортепианной музыки: теория и практика : автореф. дис. ... докт. искусствоведения: 17.00.02. Ростов-на-Дону, 2015. 34 с.
5. Житомирский Д. Н.К. Метнер (заметки о стиле). Избранные статьи / Д. Житомирский. Москва : Советский композитор, 1981. С. 283–329
6. Зетель И. Н.К. Метнер-пианист. Творчество. Исполнительство. Педагогика. Москва : Музыка, 1981. 229 с.
7. Кондратьев Е. Система музыкальных смыслов Николая Метнера. Николай Метнер: Вопросы биографии и творчества / сост. Т. Королькова, Т. Масловская, С. Федякин. Москва : Библиотека-фонд «Русское зарубежье» ; Русский путь, 2009 .
8. Метнер Н. Муза и мода. Защита основ музыкального искусства. Париж : YMCA PRESS, 1978.
9. Метнер Н. Повседневная работа пианиста и композитора : Страницы из записных книжек / сост. М. Гурвич, Л. Лукомский. Москва : Музыка, 1979
10. Стогний И. Интерпретация – идея, необходимость, неизбежность. Исполнительское искусство и музыкознание. Параллели и взаимодействия : сборник статей по материалам Международной научной конференции. Москва : Человек, 2010. С. 328–340.
11. Шацкес А. Памяти учителя. Воспоминания. Статьи. Материалы / Н. Метнер ; ред.-сост. З. Апетян. Москва : Сов. композитор. С. 105–109.
12. Шитикова Р. Традиции А. Скрябина и Н. Метнера в русской советской фортепианной сонате 20-х годов. Ленинград, 1980. С. 40.
Опубліковано
2020-03-02
Розділ
ЗАГАЛЬНОТЕОРЕТИЧНІ АСПЕКТИ МУЗИКОЗНАВСТВА